ЗДАНИЯ КУЛЬТОВЫЕ — здания, предназначенные для выполнения ритуалов различных религиозных культов.
   Возникли в различных государствах мира в эпоху ранних рабовладельческих обществ в связи с выделением в отдельное гражданское сословие служителей религиозных культов.
   С учётом религиозных особенностей и исторических условий здания культовые существенно различаются по своей архитектуре.
    Христианство, зародившееся на фундаменте иудаизма, восприняло иудаистский архитектурный стиль построения культовых зданий в виде центральнокупольных и базиликальных храмов, посвящённых богу-духу.
   Дальнейшее развитие христианства обусловило появление крестово-купольных храмов, посвящённых богу-духу, богу-отцу и богу-сыну.
   Произошедшее в 1054 г. разделение христианства на православие (с центром в Византии) и католицизм (с центром в Риме) разделило и архитектурные стили строительства культовых зданий.
   Православие, с момента своего появления в древнерусском государстве, сохранило и своеобразно со славянским колоритом развило на Руси византийский архитектурный стиль.
   Католицизм, учитывая географию своего распространения в зоне обильных атмосферных осадков, породил особый, т. н. готический стиль своих храмов, характерный островерхими крышами и узкими стрельчатыми окнами.
   В Древнерусском государстве, как правило, возводились бревенчатые православные храмы (церкви).

   Первая известная каменная церковь на Руси — т. н. Десятинная церковь, возведена в Киеве в X в.

   Первая каменная церковь в Курске — Верхне-Троицкая, датируется второй половиной XVII в. Поставлена на месте Троицкого монастыря, основанного в царствование Бориса Годунова, о чем свидетельствует грамота царя Михаила Федоровича: "По грамотѣ царя Бориса, строилъ Іона въ Курскѣ, на краю посада, за рѣчкою Куромъ монастырь Троицы Живоначальныя и въ тотъ монастырь братію собралъ" (церковь существует и поныне у здания Горького № 13).
   До 1917 г. в Курской губернии существовало 418 различных храмов (церквей, соборов).
   В 1923 г. было закрыто 12 монастырей.
   В 1930-е гг. закрыты почти все церкви. В Сергиево-Казанском кафедральном соборе открыли картинную галерею. В Знаменском соборе разместился кинотеатр «Октябрь». Троицкую (верхнюю) и Ильинскую - занял Государственный архив.
   К 1996 г. в Курской области сохранилось около двух сотен храмовых сооружений, из которых на долю Курска приходится 18.
   Наиболее интересными с архитектурной точки зрения храмами Курской области являются: Сергиево-Казанский кафедральный собор, построенный в Курске в 1762-1778 гг. по чертежам В.В. Растрелли, собор Иконы Божией Матери при Знаменском монастыре Курска, построенный в 1816-1826 гг. по проекту архитектоpa А. И. Мельникова.
   Ряд храмов и часовен в первозданном виде, существовавших в Курске до 1917 г. в том числе и уже несуществующих, можно увидеть на акварелях И.И. Ликоренко.

   На фоне православных храмов, характерных своей пышной архитектурой, гораздо более скромными выглядят церкви и молельные дома православных сект Курска — старообрядцев церковь Успения Божией Матери (построена в 1812), на ул. Антокольского, 12 и евангельских христиан-баптистов церковь «Благодать», (построена и освящена в 22 ноября 1992) на ул. Асеева, 31/12.

   Кроме христианских православных церквей в Курске были построены католический костёл Успения Девы Марии и христианская лютеранская кирха Апостолов Петра и Павла.
Костёл Успения Девы Марии. 1892 г.


   Костёл выстроила бельгийско-польская строительная компания (1892-1896) на средства, завещанные дворянкой Малоархангельского уезда Орловской губернии М.И. Рудзиевской, художника К. С. Малевича и на собственные средства ксёндза Г. Мотузза.
   23 июля 1892 гг. костёл освятили и он действовал до 1938 г.
   Костёл выполнен в стиле классической поздней готики, с двумя башнями-шпилями, имел 27 позолоченных крестов, расположенных на портале и по бокам храма, а также богатое мозаичное украшение.
   При Советской власти в здании костёла разместился антирелигиозный музей, позднее его превратили в склад, затем в концертный зал и наконец — дом культуры.
   31 августа 1997 г. состоялось второе открытие костёла в присутствии епископов из Москвы и немецкого города-побратима Шпайера.
   Католический костёл Успения Девы Марии в настоящее время (1996) — единственное католическое культовое здание в Черноземье.

   Лютеранская кирха построена в 1895 г. за счёт верующих-лютеран, проживавших в Курске.
Лютеранская кирха Апостолов Петра и Павла. 1895 г.

   Здание построено в готическом стиле, с высокой остроконечной колокольней. В нишах здания находятся изваяния аностолов Петра и Павла, сделанные в Риге академиком Фольцем. На колокольне два колокола, вылитых из стали; большой — дар Штруппа и поменьше — дар дамского кружка при евангелической церкви. На первом колоколе надпись: "Herr, Alles, vas ich habe, ist einzig Deine Gabe" и на втором "Kommt der neue Morgen, virst Du auch veitersorgen".
   На колокольне устроены часы, которые освещаются ночью. В церкви большой орган, ценою в 3000 р., изготовленный в Егендорфе, в Силезии. Алтарное изображение Христа (с картины Тордвальсена) исполнено в Дюссельдорфе.
   При лютеранской церкви была библиотека сочинений на немецком и французском языках, доступная для желающих. Время от времени в церкви проходили с благотворительной целью духовные концерты, охотно посещаемые Курским обществом.
   Службы в кирхе проходили до 1920 г.
   В 1924 г. в здании кирхи открыли клуб. После его закрытия здание передали городской торговой организации под склад.
   В 1935 г. в нём находился Дом физкультурника.
   В настоящее время (1996) здание кирхи полностью перестроено, в нём размещается областная прокуратура.

   До 1928 г. второй по величине религиозной конфессией в Курской губернии после христианства был иудаизм.
   Молельные дома иудаистов — синагоги (от греч. — собрание) — появились со времён расселения евреев из Израиля и др. стран компактного проживания, т. е. являлись молельными домами диаспоры.
   Синагоги строились (и до настоящего времени строятся) в качестве временных молельных домов взамен иерусалимского храма Соломона, разрушенного по приказу вавилонского царя Навуходоносора II в 586 г. до н. э. По этой причине синагоги не имеют канонических внешних архитектурных решений. Канонический характер в синагогах имеет только интерьер.
   Современные синагоги в плане представляют собой базилики, в центре которых помещается апсида со шкафом святости, в котором хранятся свитки Торы, символизирующие вездесущность Бога-духа.
   Отсутствие каких-либо традиционных и специфических форм и архитектурных стилей синагог в странах проживания еврейской диаспоры обусловлено ещё и тем, что для них чаще всего арендовались случайные жилые или общественные здания. Так, для первой синагоги в Курске, которую открыли в 1895 г., арендован дом купца В. Д. Бабурина по ул. Луговой (ныне дом принадлежит заводу «Ремводтехника»), вторая синагога Курска, (открыта в 1900), размещалась в доме купца Желудёва по ул. Сосновской, а третья (1909) — в частном доме по ул. Шоссейной (ныне Интернациональная).
   В 1946 г. верующие евреи, получив впервые после 1933 г. разрешение на открытие синагоги, приобрели в складчину пустующий одноэтажный жилой дом № 3 на ул. Большевиков, а с середины 1990-х в качестве синагоги используется несколько комнат Курского информационно-культурного центра «Еврейский Дом — Хасэд Барух» по ул. Советской, дом № 18.

   1 августа 2007 г. в Железнодорожном округе Курска освящён храм преподобного Серафима Саровского.

Храмы в первозданном виде, существовавшие в Курске до 1917 г.

Троицкая церковь женского монастыря. 1703 г.
В 1836 г. пристроен храм Новодворской иконы Божией Матери.
 
Сретенско-Флоровская церковь 1781 г.
разрушена в 1935-1937 гг.
 

 
Ильинская церковь 1768 г.
Воскресенский городской собор.
 
Михайловская (Вознесенская) церковь 1767 г.
 
Вознесенская церковь 1888 г.
Казацкая слобода.
 
Ахтырская (Успенско-Ахтырская) церковь 1782 г.
 
Успенская церковь.
 


   Ш. Р. Гойзман

   Изображения с акварелей И.И. Ликоренко.

На главную страницу